Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Родственные слова: даем определение
Итак, родственными в русском языке называются лексемы:
- с одним и тем же корнем;
- близкие по своему значению;
- этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
- различающиеся набором приставок и суффиксов.
Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.
Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.
Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.
Родственные слова отдельно - словоформы отдельно
Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.
Корень один - значит, родственные?
Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.
Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.
Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .
Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .
Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
- Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
- Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
- Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
- Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
- Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает - самолет, белые + зубы - белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата – зарплата.
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить - леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.
Видео
С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.
Что понятие "родственные слова" дети начинают изучать уже в первом классе, старшеклассники не очень уверенно чувствуют себя, выполняя задания по подбору родственных слов.
Я уверена, что затруднения вызывает нетвердое знание и недостаточный словарный запас школьников.
Я предлагаю алгоритм, используя который, школьники смогут быстро подбирать родственные слова к любой
Сначала определимся, что называется родственными словами. Родственные слова - это близкие по значению лексемы (слова) с одним и тем же корнем, но разными приставками и суффиксами.
Пример: род - родственник - выродок - родня - родить - родильный - родовой.
Все слова близки по значению, имеют одинаковый корень - род-.
Запомним: слова, которые отличаются только окончаниями, не являются родственными. Это форма одного слова. Пример: стол - стола - столу (окончание указывает на разные падежи одного слова).
Следует иметь в виду, что этимологически родственные слова сегодня могут значительно отличаться по смыслу. Примеры: космос - косметика, ветеран и ветеринар, длинный и подлинный. Если этимологическое значение слов вызывает затруднение, нужно обратиться к этимологическому словарю.
А теперь учимся определять и подбирать родственные слова.
- Изменяем слово, чтобы найти его основу. Столовая: столовой, в столовую, нет столовых. будет столов-
- Определяем, от чего образована эта основа. Слово "столовая" - прилагательное, образованное от существительного стол.
- Прибавляя к корню суффиксы и приставки, образовываем родственные слова:
СТОЛ - преСТОЛ -СТОЛик - заСТОЛье - СТОЛешница.
Иногда сложно определить, какой именно корень является общим для родственных слов. Чтобы определить его, поступаем так.

Теперь немного теории: в русском языке родственные слова могут образовываться такими способами:
- Префиксальным (приставочным): мир - пере+мирие, ход - в+ход.
- Суффиксальным: мир - мир+ок, мир+яне, мир+овой.
- мир - при+мир+ение, ход - в+ход+ящий.
- Постфиксальным: какой - какой-либо, какой-нибудь, какой-то. В этом случае родственные слова образует постфикс, который присоединяется к целому слову.
- Сращением: высоко оплачиваемый - высокооплачиваемый, быстро растворимый - быстрорастворимый.
- Усечением: специалист - спец, компьютер - комп.
- Аббревиатурным: Российская Федерация - РФ, банковский автомат - банкомат.
- Сложением. Здесь несколько вариантов. Могут складываться целые слова (кровать-диван, кресло-кровать), их части (пароход, самолет), или часть слова с целым (молоковоз, цементовоз).
Образуя родственные слова, не следует выпускать из виду омонимию: явление, когда корни слов, имея совершенно разное значение, звучат и пишутся одинаково. Так ряд слов: водка-водяной-вода - не является родственным другому ряду: водитель - проводка - проводы.
Тема: Родственные слова.
Цель: сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.
Задачи:
- наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
- сочетание орфографической и речевой подготовки;
- обогащение словарного запаса детей;
- активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Оборудование: компьютер, мультимедийная программа, магнитофон с кассетой для физкультминутки, плакаты с деревом, корзиной, ёлкой, фигурки грибов и листьев, ёлочные игрушки, учебник М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).
II. Минутка чистописания
– Какую букву будем писать? (Букву Бб
)
Приложение 1
Слайд 1.
(Данное
приложение превышает разрешенный размер. Ссылку
можно взять у автора статьи – прим. ред.
)
– Постарайтесь написать красиво и правильно.
III. Словарная работа
– Запишите словарные слова. Слайды 2–10
IV. Введение в тему урока
Сценка.
У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я
корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут
начало ростки и вырастает целый куст смородины
или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что
растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же
корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только
не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько
разных слов выросло только из одного корня:
ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК
– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые
от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды,
которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного
твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже
назвать-то нельзя!
У: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.
V. Объявление темы урока
Слайд 11
– Сегодня мы с вами узнаем, какие слова
называются родственными и что такое корень. Если
люди происходят от одного предка, то они похожи
друг на друга и их называют родственниками.
Слова тоже бывают похожими. Чем похожи слова
на кусте? (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК)
– Они имеют одинаковую часть, они также
называются родственными. А я знаю ещё одно слово
с такой е частью – гореть. Будет ли оно
родственником? (Нет у него другое значение).
Значит
давайте сформулируем определение родственных
слов. Какие слова называются родственными? (Ответы
детей)
– Проверим, правильно ли мы сказали определение
родственных слов. Слайд 12
VI . Физкультминутка. Упражнения на дыхание
Во время физминутки звучит тихая приятная музыка.
– Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с
желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
– Сделать полный и глубокий вдох. Задержав
дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и
медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
– Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками)
треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.
VII. Первичное закрепление
– Открыли учебник на стр.7, упр.283. Соберите всех родственников в столбик. Проверяем.
Рыба
Рыбка
Рыбачить
рыбный
– Какая часть у этих слов общая? (рыб-
)
Вот общую часть всех родственных слов
принято выделять дугой. Почему эту часть
называют главной? (От этой части зависят новые
слова)
Т.е. от этой части вырастают новые
слова, поэтому эту часть называют корнем. Слайд
13
– Какие слова записали во второй столбик?
(Ловить, улов.)
– В третий столбик? (Окунь, окунёк.)
– Какие слова остались? (Окунул, ловкий)
VIII. Физкультминутка
IХ. Закрепление
– Давайте ещё раз прочитаем в учебнике на
стр. 8. Что называется корнем? Как найти корень?
– Нужно подобрать родственные слова.
– Выделить общую часть в родственных словах.
Работа по вариантам. Один вариант собирает листья на дерево, а другой вариант – грибы в корзинку.
– Найдите листочки с вашего дерева, для этого подберите родственные слова с корнем Лист – листик, листочек, листок, листва, безлистный, листопад. Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.
По мере называния дети прикрепляют слова-листики к дереву, грибочки кладут в корзинку.
X. Повторение
Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово
В столовой стоит большой круглый … (стол).
В голубятню принесли нового … (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт... (лес).
В солонку насыпали … (соль)
.
В кормушке был … (корм)
.
Из конюшни вышел … (конь)
.
ХI. Итог урока
– С чем мы сегодня познакомились?
– Какие слова называются родственными? Что
называется корнем?
– Сейчас вы выберете игрушку, которая
соответствует вашему впечатлению от урока и
прикрепите на ёлку, чем лучше настроение, тем
выше крепится игрушка.
ХII. Домашнее задание: выучить правило, упр. 285.
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.
Огород - ...
Цветок - ...
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
- Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
- Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
- садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
- садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
- Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
- Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
- водить - водитель - водительский.
- Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
- Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
- Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом. )
- Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина ).
- Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
- Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
- В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: е / и замереть - замирать п / пл лупить - луплю о / а спросить - спрашивать б / бл любить - люблю е / о (ё) петь - пою в / вл ловить - ловлю я / им снять - снимать м / мл кормить - кормлю а / ин сжать - пожинать з / ж узкий - уже ов / у ковать - кую ц / ч столица - столичный е / у (ю) клевать - клюю д / ст сладкий - сласти о / ноль звука сон - сна т / с цветы - цвести о / ноль звука сон - сна т / к пустить - пускать е / ноль день - дня ст / щ густой - гуща о / ы / у сохнуть - засыхать - сухой х / ш глухой - глушь о / ы / ноль звука посол - посылать - послать т / ч / щ светить - свеча - освещение и / й / ей лить - лью - лей д / ж / жд водить - вожу - вождение и / й / ой бить - бью - бой с / ш высокий - выше к / ч / ц кулак - кулачок - кулацкий г / ж / з друг - дружба - друзья - В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
- Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
- Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
- В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода ).
- Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
- В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.
В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:
корень -бел-белитьбелобрысый белозубый белок белолицый белолобый белоручка белорыбица(значение: рыба семейства сиговых) белохвостый белошвейка(значение: швея, шьющая бельё) белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых) белужий белый побелка | корень -берёз-березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)березняк (значение: берёзовый лес, роща) берёза берёзин берёзка берёзкин берёзовый берёзонька берёзонькин берёзочка берёзушка подберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой) | корень -бойбоевикбоевитость боевой боеголовка боеприпасы боеспособный боец бойница бойня бойцовский бойцовый боёк | корень -бол-болезненныйболезнь болельщик(значение: любитель наблюдать спортивные состязания) болеть болеющий больница больничка больничный больно больной болячка заболевание заболеть переболеть |
корень -брат-братанбратание братец братик братишка братия браток братск братский братство по-братски собрат | корень -бук-азбукаазбучный буква буквальный букварик букварный букварь буквенный буквоед букинист буковка | корень -весел-веселитьвеселиться весело веселье весельчак веселящийся веселёшенька весёленький весёлость весёлый повеселеть повеселиться развеселить развесёлый | корень -весн-весеннийвесна весной веснушечка веснушки веснушчатый веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями) весняночка вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды) по-весеннему |
корень -вод-водаводица водичка водный водовоз водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное) водолаз водопад водопой водопровод водохлёб водоём водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости) водяной движение наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов) паводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега) подводник подводный | корень -вороб-воробейворобейчик воробышек воробьиная воробьиха воробьишка воробьята воробьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник) ) воробьёнок | корень -ворон-воронворона вороний воронушка вороньё воронята воронёнок воронёночек проворонить | корень -голов-главныйголова головастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова) головища головка головной головоломка(значение: трудная загадка, задача) головомойка головонька головорез головотяп головушка головёнка заглавие заголовок оглавление поголовно трёхголовый |
корень -голод-впроголодьголод голодание голодать голодающий голодно голодный голодовка голодуха изголодаться | корень -голос-гласностьгласный голосина голосистый голосить голосишко голосище голосование голосовать голосовой голосок огласка подголосок согласный | корень -гор-горегоревать горемыка горемычный горестный горесть горькие (слёзы) горюн горюшко пригорюниться | корень -грач-грачатаграчик грачиный грачиха грачишка грачище грачовник (значение: гнездовье грачей) грачонок |
корень -груз-гружёныйгруз грузило грузить грузный грузовик отгружать перегрузка погрузка разгрузить | корень -гус- (Гусь)гусак гусиныйгусыня гуськом гусята гусятница гусёнок гусёночек корень -гус- (Гусли)гуселькигусляр гуслярный (перезвон) гуслярский (наряд) | корень -двор-дворецдворецкий(значение: в богатом доме старший слуга, заведующий хозяйством и прислугой) дворик дворник дворня дворняжка(значение: беспородная дворовая собака) дворовый(дворовый футбол) дворцовый(дворцовая площадь) дворянин(значение: лицо, принадлежащее к дворянству) надворный(надворные постройки) подворье(церковное подворье) придворный(придворная дама) | корень -добр-добренькийдобро добровольно добровольный добродетель добродетельный добродушный добросердечный добросовестно добросовестный доброта добрый добрыня добряк задобрить подобреть |
корень -дом-бездомныйдомик домина домишко домище домовитый домовладелец домовладение домоводство домовой домосед домострой домохозяйка домочадец домработница домушник надомник | корень -дорог- (Дорога)бездорожьедорогой дорожка по-дорожноу подорожник придорожный -дорог- (Дорогой)дорогодороговато дороговизна дороже дорожить подорожание подороже | корень -друж-другдружеский дружественный дружина дружинник дружить дружище дружно дружный друзья подруга содружество | корень -дуб-дубдубина дубинка дубинушка дубняк дубовик дубовый дубок дубочек дубрава дубравушка дубьё |
корень -жар-жар-птицажара жареный жарить жарища жарко жаркое жаровня Посуда для жарки жаропрочный зажарить поджарить поджарка пожар пожарник пожарный прожарить | корень -звезд-вызвездитьзвезда звездолёт звездообразный звездопад звездоплавание звездочёт звёздный звёздочка звёздчатый созвездие | корень -звер-зверетьзверинец звериный зверовод зверолов звероферма зверски зверский зверство зверствовать зверьё зверюга зверюшка зверёк зверёныш озвереть | корень -звон-дозвонитьсязазвонить звонарь (значение: Церковный служитель, который звонит в колокола) звонит звонкий звонко звонкоголосый звонница (значение: сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня) звонок звоночек звонче озвончение перезвон перезвонить трезвон трезвонить |
корень -земл-заземлениеземелька земельный землевладелец земледелец земледелие землекоп землемер землепашец землетрясение землица земля земляк земляника землянин землянка земляной землячка земной наземный подземелье подземный | корень -зерн-зернистый(зернистый материал - мелкодробленный)зерно зерновой зернодробилка зерноочистка зерноуборочный(зерноуборочный комбайн) зернохранилище зёрнышко | корень -зим-зимазимний зимник (значение: дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой) зимовать зимовка зимовщик зимовье (значение: место, где зимуют) зимородок(значение: небольшая птица, родственная удоду (зимой купающаяся в снегу) зимостойкий зимушка зимующий озимый (озимый чеснок) озимь (озимый посев, его всходы) перезимовать по-зимнему предзимний предзимье(значение: время поздней осени) | корень -зубр- (Зубр)зубрищезубробизон зубрёнок зубрёночек -зубр- (Зубрить)вызубритьзазубрить зубрилка зубрёжка |
корень -игр-выигрыватьвыигрыш игра играть играющий игривый игрище игровой игрок игротека(значение: собрание игр, специальная комната с таким собранием) игрун игрушечный игрушка наигрыш подыграть проигрыш розыгрыш сыгранность | корень -кам-каменистыйкаменка каменный каменотёс каменщик камень камнеломка камнеломня камнемёт камнеобработка камнепад камнерез окаменеть | корень -карт-картакартина картинка картинный картишки картограф картография картотека карточка | корень -кож-кожакожанка кожаный кожевник (значение: 1.Работник кожевенного производства; 2.Жук дровосек-кожевник) кожеед (значение: жук кожеед - ест кожу) кожемяка кожзаменитель кожица кожник кожный кожура кожух(пластмассовый кожух, или корпус) кожушок подкожный |
корень -коз-козакозерог козий козлик козлиный козлище козлобородый козлята козлятина козлятник козлёнок козочка козёл | корень -кол-колоколколоколенка колоколец колоколище колокольный колокольня колокольчик колокольчиковый | корень -кольц-колечкокольцеброс(значение: оборудование для игры) кольцевание кольцевидный кольцевой кольцеобразный кольцо кольчуга окольцевать окольцованный(окольцованная птица, т.е. одето кольцо) | корень -кон-коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)коневодство конезавод конеферма конина конка(значение:Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги) конник конница(значение:Конное войско) конный коновал коновязь(значение:Место для привязывания лошадей) конокрад конский конюх конюшня конёк(значение:1.Морской конёк; 2.Конёк- Горбунок) |
корень -корм- (Корм)кормилецкормить кормление кормушка кормёжка накормить подкормка -корм- (Корма)кормилокормовой (флаг) кормчий кормщик | корень -крас- (Краса)красавицакрасавка красавчик красивенький красивый красоваться красота красотка -крас- (Красный)краснетькрасноватый красногрудый краснота краснощёкий краснуха -крас- (Краска)красильныйкрасильня красильщик краситель красить краска краскопульт крашеный окрас подкрасить раскраска раскрашивание | корень -круг(ж)- (Круг)вокругкруглый кругляк кругом кружение кружить кружок окружной окружность -круг(ж)- (Кружево)кружевницакружевной кружевоплетение кружевце | корень -куп- (Купать)искупатьсякупава купальник купальный купание купель -куп- (Купить)купецкупечество купленный купля покупать покупка |
корень -кур- (Куры)куриныйкурица курицын курник куровод куроед курочка курятина курятник -кур- (Курить)закуритькурилка курильщик окурок | корень -лед-ледникледниковый ледовый ледок ледокол ледорез ледоруб ледышка ледянка ледяной лёд обледенение подлёдный | корень -лес-лесистыйлесник лесничество(значение: участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком) лесничий лесной лесовик (значение: 1.Гриб лесовик; 2.Лесовик-леший) лесозаготовка лесозащитный лесок лесопарк лесопилка лесоповал лесоруб лесосека участок леса, предназначенный для вырубки) лесосплав лесостепь(значение: зона, в которой чередуются степь и лес) подлесоккустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива) полесье (значение: низменная лесистая местность) | корень -лёт-вертолётвзлёт звездолёт летать летающий леток летучий лёт лётный лётчик перелёт полёт самолёт |
корень -лист-лиственница(значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)лиственный листик листовидный листовёртка(бабочка листовёртки) листоед (жук листоед) листок листообразный листопад листочек | корень -лос-лосепитомниклосеферма лосий лосиный лосиха лось лосята лосятина лосёвый лосёнок лосёночек | корень -мед-медведицамедведка медведь медвежата медвежатник медвежий медвежонок медовый медок медонос медосбор медуница мёд | корень -молод- (Молодой)молоденькиймолодка молодняк молодость молодушка молодёжь моложавый моложе -молод- (Молодец)молодецкиймолодчага молодчик молодчина |
корень -мороз-замораживатьзаморозка заморозок мороженое мороженщик мороженщица(значение: продавщица мороженого) морозец морозилка морозильник морозить морозище морозный морозостойкий обморожение подмораживать | корень -нос- (Нос)длинноносыйносатый носик носовой носорог утконос -нос- (Носить)носилкиносильщик носитель переноска поднос снос | корень -ног(ж)- (Нога)босоножкиножищи ножка ножной ножонка подножный -ног(ж)- (Нож)ножевойножик ножницы ножны ножовка ножовочный | корень -овощ-овощеводовощеводство овощеводческий овощемоечный овощерезка овощесушилка овощехранилище овощной |
корень -отец-отечественныйотечество отче (т.е. отец) отчество отчий (отцовский) отчим по-отечески | корень -побед-непобедимыйнепобеждённый победа победивший победитель победительница победить победный победоносный побеждать побеждающий побеждённый | корень -раб- (Работа)заработокподработка работать работник работница работящий рабочий -раб- (Раб)рабовладениераболепие рабский рабство рабыня | корень -рад-обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек |
корень -рак-ракетаракета-носитель ракетница ракетный ракетодром ракетоносец ракетостроение ракетчик | корень -ран- (Рана)израненныйпоранить ранение раненый ранить ранка -ран- (Рано)пораньшераненько ранний рановато рань раньше | корень -реч(к)- (Речь)изречениеоречевление речевой речетатив речистый -реч(к)- (Река)междуречьепоречье реченька речка речник речной речонка | корень -род-породнитьсяродина родители родительский родиться родной родственник родственный |
корень -руч-нарукавникнаручники подручный рука рукав рукавица рукоделие рукопашный рукопись рукопожатие рукоятка ручка ручной | корень -сад-зоосадпалисадник(значение: небольшой огороженный садик, цветник перед домом) пересадка посадка посадочный рассада (значение: молодые растения, выращенные в защищённом грунте и предназначенные для пересадки на гряды, в открытый грунт) рассадить садик садовник садовничий садовод садоводство садовый садочек сажать саженец | корень -слов-злословиепослесловие предисловие словарик словарный словарь словесникпреподаватель русского языка и литературы) словесность(значение: художественное литературное творчество и словесный фольклор) словесный словечко слово словоизменение словообразование словоохотливый словосочетание словотворчество словоупотребление словцо | корень -снег-белоснежныйзаснеженный подснежник снегирь снеговик снегозадержание снегокат (значение: приспособление для катания по снегу) снегоочиститель снегопад снеготаяние снегоуборка снегоход (значение: автомобиль для передвижения по глубокому снегу) снегурочка снежинка снежный снежок |
корень -солнц-подсолнечникподсолнечный подсолнух солнечный солнце солнцеворот солнцезащитный солнцелюбивый солнцеобразный солнцепёк солнцестояние солнцестояние(значение: период времени с наибольшей или наименьшей полуденной высотой солнца) солнышко | корень -сол-недосолпересол солеварня солевой соление солить солонец солонец (значение: 1.Кормушка для соли; 2.Почва с содержанием легкорастворимых солей натрия) солонина (значение: засоленное мясо) солонка солоноватый солончак (значение: почва, содержащая природные соли) солянка солёный | корень -спорт-спортзалспортивный спортинвентарь спортклуб спорткомплекс спортлото спортобщество спортплощадка спортсмен спортсменка спорттовары | корень -стол-застольезастольный престол (значение: 1.Трон; 2.Высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря) престолонаследник столешница(значение: верхняя плоская часть стола, его крышка) столик столица столичный столище столоваться столовая стольничий стольный (значение: стольный город (столица) столяр (значение: рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него) столярничать столярный |
корень -строй-встроенный(встроенный шкаф)домостроение застройка застройщик надстройка(надстройка старого дома) перестройка построен постройка пристройка строитель строительный строить строиться стройбат(строительный батальон солдат) стройка стройплощадка | корень -суд- (Суд)неподсудныйподсудимый судейство судимость судить судопроизводство судья -суд- (Судно)судовладелецсудовой судостроение судоходный судёнышко | корень -трав-разнотравье (много разных трав)трава травинка травинушка травка травник травница(значение: человек, занимающийся сбором лечебных и знающий способы их применения) травонька травополье(значение: система земледелия с периодическим травосеянием на полях для повышения плодородия почвы) травосеяние(значение: посев кормовых трав) травостой(травостой у протоки) травочка травоядный травушка травянистый травяной | корень -трен-натренированныйперетренироваться тренаж (значение: 1.Тренировка; 2.Сон-тренаж) тренажёр тренер тренерский тренинг (тренировка) тренированный тренировать тренироваться тренировка тренировочный |
корень -уш-безухийвислоухий наушники подушка уховёртка ушанка ушастый уши ушко ушник ушной | корень -хлеб-нахлебникхлебец хлебница хлебный хлебобулочный хлебозавод хлебозаготовка хлебопашец хлебопекарня хлебопродукты хлебопёк хлеборезка хлебороб хлебосол хлебоуборочный хлебушек | корень -холод-охладитьохлаждённый похолодание прохлада прохладный холодец холодильник холодильный холодина холодить холодище холодно холодновато холоднокровный холодок холодостойкий | корень -ход-вездеходвосход вход выходить луноход переход поход походка теплоход ходики ходить ходули ходунки |
корень -цвет-первоцветпустоцвет расцветать соцветие цвести цветение цветник цветовод цветочек цветочный цветущий цветы | &nbs /tdp; |
Класс: 2
Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”
Обучающая задача:
познакомить с терминологией - "родственные
слова", знать признаки родственных слов;
Развивающая задача:
обогатить словарный запас учащихся и состав их
речевой деятельности;
учиться делать выводы из наблюдений;
Воспитательная задача: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная работа,
- работа в парах,
- фронтальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.
2.Каллиграфическая минутка
- Пропишите узор
Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?
Прочитайте слова.
Л_сной л_сник л_с л_сок
Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.
Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.
Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.
(лесоруб, лесовик, лесоповал)
3. Работа по теме урока
Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?
На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.
Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?
Перечислите членов каждой семьи
Давайте запишем членов семьи в тетрадь
Еж, ежонок, ежиха
Слон, слоненок, слониха
Тигр, тигрята, тигрица
Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)
Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.
А кто счастливый, у кого много родственников?
Ребята, в русском языке тоже есть слова - “родственники”
Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58
Итак, что же мы узнали из правила?
Какие слова в русском языке будут являться родственными?
Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?
Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)
Есть ли у них общая часть? (Да)
Давайте выделим общую часть слов каждой группы.
Еж, ежонок, ежиха
Слон, слоненок, слониха
Тигр, тигрята, тигрица
Как будут называться слова каждой группы? (родственные)
Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.
Давайте внимательно послушаем
- Гусеница
: Здравствуйте! Вы кто?
- Гусь
: Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш
сынок Гусёнок. А вы кто?
- Гусеница
: А я ваша родственница –
тётка-гусеница.
Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница
является родственницей гусям?
(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)
Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.
Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. - “основание”, “предположение”) - недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”
Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)
Что самое главное мы узнали о родственных словах?
Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.
Выпишем героев в два столбика (как они встретились)
Гусеница гусь
Прочитайте еще раз определение родственных слов.
Какое главное условие вы нашли?
Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.
Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.
Все согласны с этим?
Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?
Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?
(Нет, эти слова не близки по смыслу)
Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)
Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)
ФИЗМИНУТКА
4. Продолжение работы по теме урока
Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?
- Работа в парах
Найдите на карточках родственные слова и соедините их.
Докажите своё мнение.
Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.
Докажите, что “вода” и “водитель” не родственные.
- Самостоятельная работа – упражнение 82.
Прочитайте строчку.
Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.
Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.
Проверка : Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?
Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?
Какое слово оказалось лишнее? Почему?
Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?
Какие слова являются родственными?
Дом/задание: с. 60, упр. 83.
Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.
А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?
А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?
Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?
Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.
Оценка деятельности на уроке
Молодцы. Спасибо за урок.